Главная » Пресс-центр » Статьи » Нефтяное машиностроение это

Нефтяное машиностроение это



Машиностроение - это отрасль, которая входит в такое понятие, как тяжелая промышленность. Всего она включает в себя более двухсот подотраслей. В России в этой сфере, по данным на 2015 год трудится около 3,6 миллиона человек.

Структура данной отрасли выглядит так:

  • Производство различных машин и оборудования;
  • Разработка и создание транспортных средств;
  • Разработка и создание электрооборудования.

В настоящем обзоре рассмотрим подробно разработку и производство машин и оборудования для самой крупной отрасли в нашей стране - нефтяной.

Нефтяная промышленность производит добычу и транспортировку нефти. Наша страна владеет большими объемами разведанных нефтяных месторождений (находится на шестой строчке в мире), а также серьезными запасами «черного золота». Основная «кладовая» нефти - это Западная Сибирь (Нижневартовск, Шаимский и Сургутский и так далее). Большая часть этих месторождений уже достаточно выработана, поэтому к 2020 году планируется формирование новых крупных центров по добыче нефти: в Якутии, на шельфе Сахалина, в Баренцевом море и так далее.

К самым крупным месторождениям в России относятся следующие:

  • Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ);
  • Ромашкинское;
  • Приобское;
  • Сахалин-5;
  • Сахалин-3;
  • Ванкорское (расположено в Красноярском крае);
  • Мамонтовское (Тюменская область) и ряд других.

Самыми крупными нефтяными компаниями в настоящее время являются: Роснефть, Сургутнефтегаз, Сибнефть и ЛУКОЙЛ. В свое время они получили в собственность производственные объекты и приватизировали их, таким образом, изменив государственную централизованную систему управления.

Но ведь все работы по добыче нефти, ее транспортировке и переработке, конечно, выполняются не вручную, для этого нужно современное, высокотехнологичное оборудование. Поэтому далее рассмотрим такое понятие, как нефтяное машиностроение.

Общая характеристика оборудования для добычи нефти

Добыча нефти - очень сложный технологический процесс. По его разработке написано множество научных материалов, книг и рекомендаций. Перечень машин и оборудования для выполнения таких работ достаточно велик. Все оборудование, машины и механизмы, применяемые в нефтяной промышленности, можно разнести по отдельным группам. Охарактеризуем лишь несколько из этой номенклатуры.

  1. Оборудование для эксплуатационных скважин. Оно включает в себя все, благодаря чему скважина функционирует без сбоев, в штатном режиме (колонны труб, фильтры, пакеры, отсекатели и так далее). Эти технические средства позволяют полноценно обслуживать скважину, обеспечивать ее надежность и безопасность.
  2. Оборудование, предназначенное для правильной эксплуатации скважин. В эту группу входят: оборудование для скважин фонтанного типа, запорные устройства, насосные установки.
  3. Оборудование для ремонта и обработки скважины, а именно: вышки, стеллажи, подъемные агрегаты различных типов и так далее.
  4. Оборудование для подготовки, перекачки и хранения нефти.
  5. Оборудование для ведения морских нефтяных работ. Самые сложные машины и механизмы принадлежат к этой группе (это платформы, их опоры, подводное оборудование, танкеры и прочее).

Каждая группа таких механизмов достаточно обширна и, чтобы охарактеризовать каждый по отдельности, нужно написать объемное методическое пособие. Но такую сложную задачу мы перед собой ставить не будем.

Заводы нефтяного машиностроения

Один из самых крупных заводов в Российской Федерации, производящий машины и оборудование для нефтяной отрасли - это з-д «Борец», расположенный в Московской области. Он функционирует с 1999 года и выпускает: электроцентробежные насосы, компрессорные установки и станции различных типов, установки ППД, установки УНГА и другое.

Следующее предприятие - это «Завод бурового оборудования» в городе Оренбурге. Занимается разработкой и выпуском бурильных труб, шнеков, штанг, переходников, хвостовиков и прочих инструментов, и оборудования.

В городе Волгограде работу по выпуску машин и средств механизации для нефтяной промышленности ведет ОАО «Волгограднефтемаш». Завод входит в перечень лидирующих производителей для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. Основные виды продукции: нефтяные насосы, фильтры, уловители пыли и многое другое.

  • Город Барнаул, завод «Алтайгеомаш» - его специализация установки для бурения и буровое оборудование;
  • Город Екатеринбург «Машиностроительный завод имени Воровского»- насосные установки, станки подземного бурения, станки для подземного бурения, установки для разведочного бурения, агрегаты для вибрационного бурения;
  • Город Алапаевск «Завод Стройдормаш» - выпускает бурильные машины, сваебойные машины, универсальные установки для бурения, запчасти для бурильного оборудования;
  • Город Тюмень, завод «Нефтемаш» - наладил выпуск нефтепромыслового оборудования, компрессорные и насосные станции и многое другое;
  • Город Ижевск, «Завьяловоспецсервис» - поставляют буровое и нефтяное оборудование, буровые установки различной степени сложности, кроме этого занимаются ремонтом и обучением персонала для эксплуатации выпускаемого оборудования;
  • Город Воронеж, «Первомайскхиммаш» - производит комплексы для освоения скважин, насосы высокой производительности, агрегаты для обработки скважин, полуприцепы для транспортировки углеводородов;
  • Город Курган, завод Курганхиммаш» - вплотную занимается выпуском машин и механизмов для обустройства и полноценного функционирования нефтяных месторождений.

География расположения подобных заводов широка. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Новочеркасске и других городах России.

Над разработкой и проектированием оборудования, машин, вспомогательных механизмов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности трудятся тысячи специалистов. С каждым годом требования к необходимому оборудованию повышаются, всвязи, с чем машиностроение тоже совершенствуется, развивается.

Многие разработки нацелены на снижение уровня энергозатрат, на повышение безопасности создаваемых механизмов, как для людей, так и для окружающей среды.

Разрабатывается также и оборудование для добычи такого полезного ископаемого, как газ. Нефтяное и газовое машиностроение идут, можно сказать, рука об руку и требуют к себе самого повышенного внимания.

Методика и специфика добычи газа

Более выгодным методом специалисты считают роторный, при котором происходит высверливание скважины. Но и у такого вида бурения также имеются свои недостатки. Чем больше глубина скважины, тем двигатель ротора медленнее работает, а значит и само бурение идет медленно. Но постепенно вода, благодаря которой разрушенная порода вымывалась из скважины, стала вращать бур, благодаря чему появился инструмент, который называется турбобур, разработанный на одном из машиностроительных заводов.

Для успешной добычи природного газа, нужна достаточная оснащенность необходимым оборудованием: газоанализаторами, подогревателями газа, газовыми фильтрами и так далее.

Следующей отраслью, которая обеспечивает оборудованием, технологическими линиями и различными установками для нефтехимической, нефтяной и газовой промышленности, является химическое нефтяное машиностроение.

Исторический экскурс

Эта отрасль начала развиваться еще в конце 19 века, а свое полноценное развитие получила уже в шестидесятых годах века прошлого. В Советском Союзе начало ей было положено на Украине (для сахарной промышленности), а также в Азербайджане (уже для нефтяной).

Производство сначала можно было даже назвать кустарным, так как производились в основном механические устройства простейшего типа. Но на базе таких производств постепенно создавались крупные предприятия химической и нефтехимической промышленности, но практически до середины шестидесятых годов они относились к разным отраслям машиностроения. Самостоятельной отраслью химическое и нефтяное машиностроение стало только в 1965 году.

Данной отрасли были вменены следующие обязанности: обеспечивать необходимым оборудованием черную металлургию, энергетику, судостроение, газовую, нефтедобывающую промышленность. Сюда же включался и ряд других: кораблестроение, изготовление бумаги и прочее.

Крупнейшими заводами являлись: «Уралхиммаш», «Пензхиммаш», машиностроительный завод имени Фрунзе и другие.

Часть этих производств существует и сейчас, они переоборудованы, реконструированы, построены новые цеха, а некоторые, к сожалению, с распадом СССР прекратили свое существование.

Состояние отрасли в настоящее время

Химическое нефтяное машиностроение в текущий период времени развивается с опорой не только на физические, химические исследования, но и на достижения в области непосредственно машиностроения, металлургии. Серьезный опыт, который накопился в этом виде промышленности, позволяет сейчас разрабатывать и совершенствовать процесс производства различного оборудования.

Из созданных за последнее пятилетие машин и механизмов 13% не имеет аналогов во всем мире.

На отрасль химического нефтяного машиностроения приходится 20% всех новых технологий, созданных в машиностроении. Это объясняется, в первую очередь, мощнейшим научным и производственным потенциалом, который был заложен еще в Советском Союзе и продолжает приносить свои плоды до сих пор.

Ни одна отрасль нашей промышленности не может дать таких значимых результатов, как машиностроение. Эффект, который будет получен от внедрения новейших технологий в газо - и нефтедобычу превзойдет все самые смелые ожидания. Эти разработки позволят в короткие сроки снизить трудоемкость, повысить экологическую безопасность добычи нефти и газа, снизить финансовые затраты, так как, благодаря своей прочности, оборудование будет служить дольше, не потребуется закупать его часто.

В нефтегазохимию в перспективе до 2030 года планируется инвестировать более двух триллионов рублей, ужей сейчас в эту отрасль было вложено более двухсот миллиардов рублей.

Химическое машиностроение - отрасль мощная, создающая оборудование, которое опережает по своему уровню лучшие достижения зарубежных стран, так как изготавливается оно по самым новейшим технологиям.

Есть серьезная надежда на то, что инвестиции позволят отрасли полноценно развиваться и постепенно вытеснять с рынка импортное оборудование, которое не только на порядок дороже, но и комплектующие к нему нужно заказывать за границей, что, конечно же, их не удешевляет.

Рынок нефтяного и газового машиностроения обладает серьезным потенциалом для целенаправленного роста и развития, даже не взирая, на сложную ситуацию, в которой находится экономика страны.