Нефтедобыча – одна из самых важных и доходных отраслей экономики. Одной из важной частью данной отрасли является снабжение в топливно-энергетическом комплексе. Это связано с необходимостью постоянной транспортировки нефтепродуктов в различные регионы страны. Для этих целей применяются цистерны – металлические ёмкости необходимого объёма, которые используются в автомобильных и железнодорожных перевозках.
Особенностью транспортировки нефтепродуктов является их горючесть, поэтому в конструкциях цистерн предусмотрены огнеупорные покрытия, а также системы защиты от ударов по ходу движения.
Особенности цистерн для перевозки нефтепродуктов
Качество цистерны для перевозки нефтепродуктов определяется её основными характеристиками.
Грузоподъёмность измеряется в тоннах и показывает максимальную массу, при которой конструкция продолжает полноценно функционировать.
Объём котла отражает допустимое количество горючего, которое можно перевозить в данной цистерне.
Специализированные цистерны для нефтепродуктов дополняются обратными клапанами - устройствами для выведения излишков пара, образующихся в ходе транспортировки.
Кроме этого, существуют и дополнительные характеристики цистерн как единых конструкций: их общая масса в тоннах, габариты по ГОСТу, нагрузка на каждую колёсную пару, а также общий срок службы и нормативный допустимый промежуток между проведением очередных ремонтных работ.
Конструкция оборудована огнеупорным материалом, системой заземления для защиты от возгорания под воздействием статического электричества. В целом, транспортировка нефтепродуктов осложняется требованиями техники безопасности к горючему.
Прицеп- и полуприцеп-цистерна для нефтепродуктов
Популярность автомобильного транспорта для перевозки грузов приводит к распространению прицепов-цистерн для нефтепродуктов. Подобные конструкции могут за одну поездку доставить до 40 тонн топлива.
Полуприцеп предназначен для перевозки и временного хранения 10-20 тонн топлива, управляется с помощью наиболее распространённых седельных тягачей. Котёл для горючего изготавливается из стали или лёгкого алюминиевого сплава, что уменьшает вес полуприцепа.
Технологический шкаф, с помощью которого производят залив нефтепродуктов, чаще всего снабжают кнопкой пневмоблокировки, которая предотвращает произвольное вытекание продукта под воздействием механических ударов.
Нижняя часть прицепа комплектуется противооткатным механизмом, защищающим конструкцию от произвольного перемещения в ходе использования.
Система слива-налива топлива бывает как произвольная (самотёк), так и оборудованная насосной станцией. Второй вариант обеспечивает высокую скорость течения топлива.
Железнодорожные вагон-цистерны для перевозки нефтепродуктов
Транспортировка нефтепродуктов с помощью железнодорожного транспорта предполагает использование вагон-цистерны. Конструкция представляет собой разновидность подвижного состава, различного по назначению (общие или для перевозки определённого типа продуктов), конструкции (рамные и безрамные модификации), а также общей ёмкости.
В целях защиты нефтепродуктов от самопроизвольного возгорания под воздействием механических ударов, цистерна монтируется на металлическую раму, к которой и крепятся железнодорожные колёса. Безрамные модификации цистерн изготавливаются цельными и несут на себе все продольные тяговые и ударные усилия в ходе транспортировки.
Общий объём вагонов-цистерн варьируется от 15 до 120 кубических метров. Существуют также варианты для транспортировки нефтепродуктов по узкоколейным железным дорогам, которые распространены, например, в Японии, а также применяются в горном и военном деле.